Предки нынешних краснохолмцев были переселены из села Гавриловское, которое находится неподалеку от города Спасска (в XVI веке село Спасское) и упоминается вместе с ним в числе вотчины Спасо-Зарецкого монастыря. Бондарное ремесло, подсобный промысел в земледельческих районах, к началу XIX столетия превратилось в основное занятие населения скудных на урожай мещерских земель. Но лесные массивы постепенно вырубались, а завозить лес издалека было дорого – ремесло стало невыгодным. Другим занятием стал найм на судовые работы. Но и это давало мало возможностей прокормить семью. Скудные земельные наделы крестьян составляли чуть более двух десятин на человека. Естественно, семьи в таком положении бедствовали. К тому же все время возникали споры из-за земли со спасскими купцами и мещанами, с которыми у гавриловцев было чересполосное (общее) владение. Границы горожанами все время нарушались «по неопределенности прав владения». Выход был один – переселение определенной части села на новые земли. Дело о размежевании началось еще в 1839 году. На запрос Гражданской Палаты государственных имуществ, нет ли поблизости свободной казенной земли, Спасский уездный начальник сообщил, что самой ближайшей, достаточной площадки участок находится в уезде в Липецкой засеке, что в 25 верстах от Гавриловского по речкам Ибреди, Тымору, Минихе, в верховьях Непложи и Шестовой. Эта земля и была 4 августа 1842 года на общем сходе гавриловцев выбрана для переселения.
Произошло это накануне праздника Преображения Господня. Без сомнения, поэтому и храм, впоследствии построенный в селе, посвятили этому Евангельскому событию.
Палата предложила сделать список желающих переселиться. Таковые, естественно, были, так как новый надел земли составлял четыре с небольшим десятины на человека. Это почти в два раза больше, чем в Гавриловском. Но желающих оказалось недостаточно. К переселению предназначалось 659 ревизских душ мужского пола, не считая женщин. Поэтому на общем сходе было решено бросить жребий, кому выезжать. По жребию выпало и тем, у кого в Гавриловском купчие земли, и, естественно, уезжать они не хотели. От них пошли жалобы в палату и даже на имя самого Императора Николая I с просьбой оставить на прежнем месте. Земля, доставшаяся переселенцам, была на месте сгоревшего леса и вся поросла кустарником. Нужно было положить много трудов, разрабатывая участки, выкорчевывая пни. Сход сельчан решил переселение осуществить в течение пяти лет. Дата переселения – 1847 год, так как с ноября этого года в приходе Вознесенской церкви села Крутиц (ближайшей от переселенцев) встречаются в метрических книгах записи о первых родившихся и даже умерших.
Первоначально поселились на четырех холмах, образовав тем самым четыре улицы. К 1885 году появились еще две улицы. Какие из них были первые, неизвестно, но, без сомнения, одной из первых была центральная улица, именовавшаяся до революции Попов холм, так как на ней был выстроен храм, и поселились духовенство и причт церкви. Сейчас центральная улица имеет еще одно название – «Грешная». Думается, что появилось это название после совершения страшного греха – убийства 29 апреля (12 мая по новому стилю) 1917 года жившего на этой улице священника Алексея Константиновского, его супруги матушки Веры и рабы Божией Ирины.
Другие названия улиц-холмов: Беляв холм, Гулынки, Протасьев холм (сейчас Миниха), Турков холм, Выдерга. Еще две улицы, Хапалка и Нахаловка (Краснохолмские выселки), появились позже. Нет нужны объяснять этимологию этих названий. Хотя о последнем нужно сказать, что улица Нахаловка появилась в 1924-1925 годах на землях, ранее находившихся в помещичьей собственности. Из-за этой земли шел спор между краснохолмцами и жителями села Полянки. Земский суд рассудил землю пополам, но краснохолмцы не дождались решения суда и поселились там самовольно, как говорят в народе, «нахально».
Первоначально деревня Красный Холм была причислена к приходу села Крутины. Но восемь верст, особенно в непогоду, не всегда позволяли вовремя совершить крестины и другие требы. Поэтому в январе 1850 года крестьяне обратились к святителю Гавриилу (Городкову), архиепископу Рязанскому и Зарайскому, с прошением о возведении храма и образовании самостоятельного прихода. Но достаточных средств на строительство нового храма не было. Поэтому, узнав, что в селе Сушки построен новый каменный храм, решили выкупить их старый деревянный вместе с иконостасом и всеми принадлежностями. Получив благословение, выкупили церковь за 2800 рублей и в 1852 году перевезли ее. Не дожидаясь разрешения на строительство, крестьяне, желая как можно быстрее иметь у себя храм, стали сразу же возводить его. Но крутицкое духовенство доложило об этом в Консисторию, откуда пришел указ о приостановке строительства до испрашивания у Святейшего Синода разрешения. 7 августа 1853 года святителем Гавриилом выдана храмозданная грамота, и началась постройка. 6 ноября 1855 года храм был освящен. Жизнь села входила в обычное русло. По статистическим сведениям за 1886 год в селе общее число жителей – чуть более двух с половиной тысяч; уже была земская школа. Местные промыслы – наем в работники и обработка душевых наделов. Как и во многих селах, был развит отхожий промысел: уходили, собираясь в артели, в Рыбинск, Ростов, но преимущественно в Петербург, месяцев на семь, когда не было полевых работ. К началу XX столетия в селе было 366 дворов с численностью населения около трех тысяч человек. Деревянная церковь, построенная из старой, стала ветхой и маловместимой. Поэтому еще с 1890-х годов стали заготавливать кирпич для постройки новой – каменной церкви. В 1909 году была выстроена трапезная часть Преображенского храма с двумя приделами: на правой стороне – в честь «Казанской» иконы Божией Матери, на левой – в честь святителя Николая Чудотворца. Приделы были освящены 2 декабря 1910 года. Настоятель священник Алексий Константиновский надеялся продолжить строительство и выстроить большой и просторный храм, но революционные события и убийство его самого не дали довести дело до конца. Но объем даже одной трапезной части впечатляет, напоминая по просторности больше городской собор, а не сельскую церковь.
Революционные события, репрессии 1920-1930-х годов коснулись многих семей краснохолмцев, в первую очередь, священно- и церковнослужителей. Никого из них не миновали ссылки и заключения. Монахини Крестовоздвиженской Полунинской обители, находившейся в 2 верстах от села, отбывали срок дважды. Одна из жительниц села, Анна Малюкова, была арестована только за то, что дала свой замок, чтобы закрыть храм и уберечь его от разграбления, а псаломщик Петр Григорьевич Исаев и церковный староста Федор Иванович Лукашин были расстреляны.
Церковь была закрыта 3.9.1940 г. под клуб решением облисполкома № 1580.
Во время Великой Отечественной войны, когда стали открываться храмы по всей России, краснохолмцы дважды пытались открыть свой храм, но безрезультатно. Вернувшиеся из заключения оставшиеся в живых монахини стали собираться для общественной молитвы в домах. Эта традиция сохранена в селе до сего дня. В 1950-е годы в селе служил по домам старенький иеромонах Агапит (Ергин). Наконец, в 1992 году в селе был зарегистрирован приход Преображенской церкви, но службы в ней так и не совершались, по всей видимости, из-за неимения средств на реставрацию такого большого храма. Но сельчане продолжали молиться. Долгожданное событие совершилось 22 ноября 2005 года, когда был открыт монастырский Крестовоздвиженский храм.
Верится, что произошло это предстательством всех праведно живших предков из Горнего мира, ходатайствующих о ныне живущих, а сохраненная здесь молитва не прекратится, а, значит, продлится и жизнь в селе.
|