Крестовоздвиженский храм в с. Красный Холм Рязанской области

Крестовоздвиженский храм в с. Красный Холм Рязанской области

Главная   Праздник   с. Красный Холм   Священнослужители   Прихожане   Адрес   Документы   Фотоальбомы   Полунины   Свмч. Иувеналий

 

Начальницы общины     Священнослужители общины     Сестры общины     Некрополь общины     Летопись событий

 

Крестовоздвиженская Полунинская община.  Находится в 2-х км от с. Красный Холм.  В отличие от монастырей и храмов, которые в большинстве своем строились на возвышенных местах, территория общины расположена в низинном месте, окруженном невысокими холмами. С восточной и южной сторон окружена лесом, с северной - искусственно созданным прудом, с западной - болотистой местностью. Окружающая общину растительность изобилует разнообразием древесных пород, преимущественно же ольхой, отчего и место это было прозвано «Ольхи». С весны до осени распускается множество цветов и трав даже редких, представленных всего лишь несколькими экземплярами. На территории  же самой общины сохранились вековые липы, вязы, помнящие, как кажется, всю историю становления этой малоизвестной обители.

 Благоухание цветов и трав, пение многочисленных птиц, прилетающих сюда для гнездования, гладь пруда делают этот уголок природы  привлекательным, а уединенность от селений  удобным для монашеского жительства. Это благодатное уединенное место и было предназначено Промыслом Божиим для … Орудием же Его послужил сапожковский купец Василий Иванович Полунин, по фамилии которого и сама обитель стала именоваться Полунинской.

 Приобретя землю и получив вольную, Василий Иванович стал трудиться над устройством столь большого хозяйства: землю засаживая картофелем, а в Ольхах были сенокосы. Свое дело он начал с простого незамысловатого, но необходимого в хозяйстве ремесла. В Лохино он сделал несколько запруд от небольших речушек и вымачивал мочало, которое шло на изготовление мешков и рогож. А также драл лыко для изготовления лаптей. До сих пор в семействах потомков Василия Ивановича хранится предание, что их предок разбогател на лаптях. Скопив небольшой капитал, Василий Иванович в 1858 г. записывается в Спасские купцы 3 гильдии. Он выстраивает небольшие заводики по производству крахмала. Земля же в Ольхах по замыслу владельца предназначалась не для строительства новой усадьбы или какого-либо завода, а для устроения монастыря в благодарность Богу за освобождение от крепостной зависимости.

Всеобщая отмена императором Александром 2 крепостного права выразилась в верноподданнических чувствах граждан. Многие благодеяния, в том числе и новые монастыри, устраивались по замыслу устроителей в память об этом событии и его виновнике. Так появляются монастыри, названия которых прямо свидетельствуют .. Алексанро-Мариинский в Егорьевском уезде, Александро-Невский в Ряжском уезде, посвященные покровителям, имена которых носили император Александр Благословенный и его супруга Мария Александровна. Событие 1861 года еще больше укрепило желание Василия Ивановича о давнем своем намерении, но уже также с увековечением памяти императора-Освободителя. Позже в клировых ведомостях за каждый год будут вписываемы слова как завещание, что храм построен «В вечное поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра 2, его супруги Марии Александровны».  Но столь большое дело как устройство монастыря требовало и больших средств, которых у Василия Ивановича еще было недостаточно. Но чтобы затеплилась молитва на избранном месте, и было положено начало ..  Для этой цели он приглашает поселиться в Ольхах своего друга Сапожковского старца Павла. Старец принимает приглашение. Василий Иванович выстроил для него небольшую деревянную келью, полностью обеспечивая всем необходимым. Кто такой был старец Павел, пока остается неизвестным, и подвиги его сокрыты от нас. Известно только, что он был пострижен в монашество с именем Платон. Живя в уединенной келье, старец нес молитвенные подвиги, известные лишь одному Богу. Часто к нему приходил Василий Иванович, и они подолгу пребывали в душеспасительных беседах и вместе молились. Старец Павел прожил в Ольхах один пятнадцать лет и 7 февраля 1875 г. преставился ко Господу в возрасте 90 лет и был погребен у деревянной Преображенской церкви с. Красный Холм. Отпевание и погребение 10 февраля совершил иерей Кирилл Алфавитов со своим причтом. Чтобы не прекращалась молитва, Василий Иванович, передав дела своим сыновьям, сам поселяется в келье в «Ольхах». Со временем к нему переселяются бедные родственницы, а вскоре и все желающие, для которых он выстроил четыре кельи, и тем самым устраивается небольшая богадельня. Для общей молитвы в 1881 году Василий Иванович с разрешения епархиального начальства выстраивает небольшую часовню, которая представляет собой квадрат размером 4,5 метра. Внешне часовня не имеет церковной архитектуры, а скорее всего, напоминает одну из хозяйственных построек. Можно предположить, что построена она была ранее и чтобы не привлекать внимание  властей без дозволения, которых … была выстроена в обычном традиционном стиле построек крестьянского быта.

В 1885 году Василий Иванович испрашивает благословение архиепископа Рязанского и Зарайского Феоктиста (Попова) на построение каменной церкви. В 1887 году церковь была выстроена и 5 июля того же года освящена в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Небольшой храм  9 метров длины вместе с алтарной частью и 7 метров ширины построен в русском стиле. Верх стен заканчивается кокошниками. Храм венчался пятью куполами, четыре из которых выходили из углов стен шейки, которые были также кирпичными. Пятый центральный купол был облегченным, выполнен из дерева, обит жестью. В день освящения храма официально была открыта и богадельня, количество сестер которой насчитывалось 33 насельницы. …. самого храмоздателя с родством в вечный помин». Василий Иванович прожил в устроенной им богадельне около двадцати лет. 17 ноября 1895 года в возрасте 83 лет он мирно скончался и был погребён за алтарём созданного им храма рядом со своей супругой Варварой Дмитриевной, скончавшейся ранее в 1888 году. Умирая, Василий Иванович просил своих детей не оставлять попечение об устроенной им богадельне. Еще в 1890 г. он составляет свое завещание, в котором всю приобретенную им землю в количестве 435 десятин завещает будущему монастырю. «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа …». Дети его, Павел и Василий, в точности исполнили завет своего родителя. Они выстроили необходимые для жительства сестёр и хозяйственных нужд помещения, тридцать десятин пахотной, луговой земли и леса и выделяли ежегодно на содержание обители две тысячи рублей.

В 1898 году братья Полунины вошли с ходатайством к епископу Рязанскому и Зарайскому Милетию (Якимову) о преобразовании богадельни в женскую общину. Из прошения видно, что братья не спешили расстаться с завещанной их отцом в пожизненное пользование землей, предназначенной для монастыря, и лишь просили о преобразовании богадельни в общину «по  завещанию...». Переписка велась недолго и Указом Святейшего Синода от декабря 1899 году за № богадельня стала общиной. Начальницей общины была назначена монахиня Рязанского Казанского Явленского монастыря, Палладия. Казанский монастырь, где с юных лет проходила послушания и приняла постриг матушка Палладия, во второй половине 19 века представлял из себя самый благоустроенный монастырь в Рязанской епархии во всех отношениях. Численность сестер его насчитывало 500 человек. Из этого монастыря в основном были назначаемы монахини на должности настоятельниц в другие монастыри как прошедшие школу монашества. Монахиня Палладия сразу же ввела в общине строгие монастырские правила. На свои средства построила несколько зданий, завела различные мастерские. Работы сестёр были отмечены серебряной медалью на Всероссийской выставке монастырских работ, проходившей в Москве в 1909 г.

Число насельниц общины с каждым годом увеличивалось. Храм, выстроенный Василием Ивановичем, стал тесен, и появилась нужда в его расширении. Еще в августе 1898 году братья Полунины начали пристраивать к уже существующему храму обширную трапезную часть с двумя приделами: на правой стороне в честь иконы Божией Матери «Боголюбской», на левом – в честь святителя и чудотворца Николая. Храм вчерне был выстроен уже в следующем 1899 г. Оба придела были освящены 3 июня 1901 года: Боголюбский придел - епископом Рязанским и Зарайским Полиевктом (Пясковским), а Никольский – благочинным монастырей, настоятелем Солотчинского монастыря архимандритом Платоном (Яблоковым) в сослужении духовенства окрестных сёл. Рязанские Епархиальные Ведомости того периода сообщали, как проходили эти торжества. Посещение храмов правящим архиереем в дореволюционное время не было редкостью. Управляющий епархии должен был ежегодно обозревать свою епархию. Но освящение храмов самим преосвященным удостаивались не каждый. « 3 июня сего 1901 года, в Крестовоздвиженской женской общине, Сапожковского уезда, происходило церковное торжество освящения храма, совершенного Преосвященнейшим Полиевктом епископом Рязанским и Зарайским…. Накануне торжества в 2 часа по полудни в общину изволил прибыть Его Преосвященство, Преосвященнейший Полиевкт, Епископ Рязанский и Зарайский. Встреченный в обители духовенством со св. крестом и иконами, начальницею общины, монахинею Палладиею, с сесрами и попечителями, П.В. и В.В. Полуниными, и множеством народа, пришедшим принять участие в торжестве, Его Преосвященство в мантии изволил проследовать в храм, где после обычного встречного молитвословия, приветствован был речью монастырского священника, на которую изволил сказать следующее: «будем молиться вместе, будем просить Господа Бога, чтобы Он не оставил Своею благодатиею новоустроенной обители, чтобы она под Его всемощною силою крепла и росла благочестивою жизнью своих насельниц и добрыми их делами в прославление имени Христова и в назидание окрестных жителей». В 6 часов вечера началось всенощное бдение, которое совершал местный священник; на литию и величание изволил выходить Его Преосвященство с священнослужителями прибывшими на торжество. На следующий день 3 июня, в 5 часов утра приступлено было к освящению придельного престола во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Освящение совершал, с благословения Его Преосвященства, благочинный монастырей о. архимандрит Платон со священниками с. Красный Холм о. Алексием Константиновским и с. Песочни о. А. Ягодиным. Ими же совершена и ранняя литургия на новоосвященном престоле. В 9 часов Его Преосвященство со славою изволил проследовать в храм и по облачении, приступить к освящению престола в честь Божией Матери, именуемой Боголюбивою. Сослужащими ему были ключарь прот. Михаил Лебедев, наблюдатель церковных школ Сапожковского уезда священник Василий Сапфиров, благочинный 4 Спасского округа священник Петр Орлов, священники: с. Шилова Ник. Мышцын, с. Желудева Василий Соколов и монастырский Александр Селезнев. По освящении престола и храма совершен был крестный ход со святыми мощами вокруг храма. Литургия совершена была Его Преосвященством в сослужении означенных священнослужителей. По заамвонной молитве Владыкою произнесено было слово, в котором он преподал правила жизни и деятельности сестрам, посвятившим себя служению Богу. По окончании литургии попечителями-благотворителями общины вечером того же дня Его Преосвященство в сопровождении настоятельницы общины и попечителей изволил осматривать местоположение общины и ея хозяйство. Утром 4 числа благословив настоятельницу с сестрами и попечителей, Владыка изволил отбыть из общины…». В 1902 году Павел и Василий Васильевичи пожертвовали в общину святыни со Святой Горы Афон: частицу древа Креста Господня с пятью частицами святых мощей угодников Божиих – святого первомученика архидиакона Стефана, святителя Василия Великого, священномученика Харлампия, святого великомученика и целителя Пантелеимона и святого мученика и безсребренника Космы. В августе того же года ими была пожертвована икона Божией Матери «Достойно есть – Милующая», писанная также на Святой Горе Афон. На икону была сделана вызолоченная риза стоимостью 1000 рублей. Местонахождение этих святынь сейчас неизвестно.

В 1905 году на станции Кунцево близ Москвы было устроено подворье общины с храмом в честь преподобного Серафима Саровского. Строительницей подворья стала рясофорная послушница Хиония Блохина, постриженная в монашество с именем Серафима.

В 1909 году начальница Крестовоздвиженскоой общины монахиня Палладия была переведена во вновь учрежденный Албазинский Богородицкий монастырь в г. Благовещенске, где была возведена в сан игумении. На её место начальницей общины была избрана из среды сестёр  рясофорная послушница Елена Головина, постриженная в монашество с именем Евлалия. Сам факт избрания из среды сестёр говорит о духовном устройстве общины. Но матери Евлалии недолго было суждено управлять общиной. 20 июля 1914 года она ещё в молодых годах отошла ко Господу. Она единственная из всех начальниц, которая была погребена в обители. По кончине матушки Евлалии начальницей общины была назначена заведующая Кунцевским подворьем мать Серафима. К этому времени помимо храма и часовни в обители насчитывалось девять одноэтажных корпусов: корпус начальницы, четыре корпуса для сестер, трапезная, просфорня и хлебопекарня, деревянная колокольня. Община вокруг была обнесена тесовой оградой 140 сажень в длину и 85 в ширину. Вне ограды находились хозяйственные постройки амбары, кладовые, скотный двор, Для богомольцев имелись три гостиницы. Два священника жили в отдельных домах за прудом. К ограде примыкал кирпичный дом 12 метров длины и восемь ширины. Впоследствии к нему была сделана пристройка такого же размера. Этот дом был построен в 1900 году Павлом Васильевичем Полуниным для приезда в общину всей семьи Полуниных. Численность сестер вместе с подворьем насчитывало около ста человек. Три года мать Серафима пробыла в Крестовоздвиженской общине. В 1917 году она испросила у Святейшего Синода самостоятельность Кунцевского подворья, которое и было преобразовано в Серафимовскую общину Московской епархии. Это была последняя обитель, созданная на территории города Москвы. Мать Серафима была её первой и единственной начальницей.

С отделением Кунцевского подворья на место начальницы Крестовоздвиженской общины была назначена монахиня Нина – в миру Елизавета Сергеевна Полунина. Она была внучкой основателя общины Василия Ивановича. Оставшись круглой сиротой ещё в младенчестве, она со своими братьями и сёстрами была взята на попечение своих дядей Павла и Василия Васильевичей. Она жила с детства в общине, а с 13-летнего возраста уже числится среди сестёр богадельни. В настоятельство матушки Нины в общине состоялся самый большой по численности постриг сестёр. Четверо были пострижены в монашество и 14 человек в иночество. Постриг был совершён 14\27 сентября 1918 года, в престольный праздник общины благочинным монастырей, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Тихоном (Преображенским). Среди сестёр, постриженных в иночество, была прославленная ныне в лике новомученников и исповедников Российских преподобноисповедница Анна (Столярова) Срезневская. Монахиня Нина пробыла начальницей общины чуть более года. Кроткая и смиренная, она не обладала административными способностями и тяготилась своим положением. В 1918 году она подаёт прошение об увольнении её с должности начальницы. На её место с общего согласия сестёр начальницей была избрана казначей общины монахиня Павла (Бочинина), которая  и управляла общиной до её закрытия в 1922году. В трудные годы пришлось уже немолодой матушке Павле управлять общиной.

После закрытия общины на её территории был организован инвалидный дом. Сёстры общины разошлись по своим родственникам, где стали помогать вести хозяйство, посещая приходские храмы. Многие устроились певчими и сторожами при приходских церквях.  Некоторые из сестёр остались работать при инвалидном доме, кто прачкой, кто на хоздворе. Монастырский храм стал приходским и действовал до 1930года. В 1922 году началась компания по изъятию церковных ценностей якобы для помощи голодающим. По сапожковскому уезду с 21 марта по 15 мая. В Крестовоздвиженскую общину  представители отдела прибыли 5 мая и ими были изъяты следующие вещи - «Чаша, две тарелочки, дискос, звездица, напрестольный крест, дарохранительница с ящиком, две крышки от Евангелия большого размера и две малого, среднее укрепление от него, риза с иконы 4 фунта и угол от Евангелия». Общим весом 8 фунтов 78 золотников. Также были изъяты драгоценные (так в документе) ткани и парча весом два фунта сорок золотников. В 1924 или 1925 годах по приглашению настоятеля Крестовоздвиженского храма священника Петра Климентовского в обитель приезжал служить священномученик Филарет Срезневский. Его приезд собрал множество богомольцев с окрестных сёл. Собрались и сёстры обители. Была совершена всенощная. Отец Филарет допоздна принимал исповедь, на утро совершил Божественную Литургию. Позже, в 1930 году в первый арест сестёр следователи на допросах пытались узнать, постригал ли о. Филарет в свой приезд кого-либо в монашество, но ответ был один и тот же: «Не слышали, чтобы кого-то постриг». Тайной это осталось и до сего дня. Многие сёстры, пройдя ссылки и тюрьмы дважды, (сначала в 1931-м, потом в 1940-мгоду), вернулись на родину, в основном, в село Красный Холм. Для общественной молитвы собирались по домам. К ним приходили и верующие сельчане. Преемственность этих молений сохранилась и до сего дня. Общественная молитва в воскресные и праздничные дни в селе Красный Холм не прекращалась никогда даже во времена Советской власти.

На территории общины после инвалидного дома разместилась сельская больница. Сёстры под видом обращения к врачу приходили сюда, чтобы помолиться в стенах дорогой им обители. Когда-то благолепная и благоустроенная обитель к 1940-вым годам почти полностью была разрушена. Если к 1917 году в общине насчитывалось  построек , то к концу 30-х годов остались только здание храма, каменный корпус, в котором расположилась Краснохолмская сельская больница и часовня, используемая в зимнее время под омшаник т.к. на территории располагалась колхозная пасека. Все остальные здания были сразу же разобраны, так как были деревянные и использованы на нужды новой власти. В отношении храма властями было предложено еще более кощунственное решение. Если многие храмы в основном использовались под клубы, школы и зерносклады то Крестовоздвиженский храм переоборудован был под родильный дом. Храм вновь использовался под засыпку зерна и хранения меда. В 1986 году больница была закрыта. Новые перестроечные времена привели к почти полному разрушению и то, что еще сохранилось. По чьей-то неосторожности сгорела крыша храма, стали попадать осадки полностью уничтожив росписи стен и штукатурку, резные позолоченные иконостасы от сырости полностью сгнили и лишь их остовы еще держатся на крюках укрепляющих их к стене. Часть зданий дома главврача и медперсонала, амбулатория, прачечная, а также часовня перешли в собственность завода «Эластик» поселка Лесной Шиловского района. Здания и территорию предполагалось использовать под дом отдыха рабочих завода. Но по разным причинам планы так и не воплотились в жизнь. На территории поселились предприниматели решившие заняться фермерским хозяйством, но любое их начинание заканчивалось неудачей. В 2004 году они письменно обратились к управляющему Рязанской епархией…. С этого времени начинается новая страница истории возрождения святой обители.

Священнослужители общины

1. Андрей Смарагдов.1887-

2. Иаков Абрамов

3. Михаил Синайский

4. иеромонах Тиридат

5. Памва, иеромонах Пронской Спасской пустыни. В миру Прокопий Титов.

6. Климент, иеромонах

7. Александр Михайлович Селезнев.1900-1904 г.

8. Николай Николаевич Горбачев. 1904-1909 г.

9. Димитрий Федорович Волынский.1910-?

10. Петр Федорович Климентовский. 1910-1930 г.

Сидит монахиня Палладия, первая начальница общины

Сидит монахиня Палладия, первая начальница общины

Начальницы общины

В общинах все правила как внутренние, так и внешние были по уставу монастырей. Устройство было иным. Если в монастырях была настоятельница в сане игуменьи, а сестры в монашеском постриге и рясофорные послушницы (инокини) и белицы (на испытании), то в общинах управляли начальницы в монашеском постриге (за редким исключением в мантию постригаемы были и казначеи), все остальные имели только рясофор и белицы.

Кто был старшей среди сестер богадельни, когда она официально стала так именоваться пока неизвестно. По обращении же богадельни в общину ею стали управлять начальницы.

1. Палладия. В миру Мария Исидоровна. Из мещан родилась. В 187. году поступила в число сестер Казанского Явленского монастыря города Рязани. 1876 г. пострижена в рясофор.  На фото первая начальница Крестовоздвиженской Полунинской общины монахиня Палладия (сидит) с одной из инокинь общины (предположительно, Елизаветой Сергеевной Полуниной), 1904-1909 годы.

2. Евлалия – в миру Елена Гавриловна Головина. Родилась в семье крестьян села Сушки, Спасского уезда Рязанской губернии.    В 1900 г. поступила в число сестер Крестовоздвиженской Полунинской общины.

3. Серафима – в миру Хиония Блохина. Родилась в семье крестьян Московской губернии.

4. Нина – в миру Елисавета Сергеевна Полунина. Родилась 22 октября 1882 года в семье купеческого сына Сергея Васильевича и его жены Параскевы Александровны, живших в деревне Лохино Песочинской волости Сапожковского уезда. Внучка основателя общины. Шести месяцев осталась без матери, а в год с небольшим лишилась и отца.

5. Павла - в миру Параскева Григорьевна Бочинина. Родилась в семье крестьян села Летники Сапожковского уезда Рязанской губернии.

Святая преподобноисповедница Анна Срезневская

Св. преподобноисповедница Анна Срезневская

Сестры общины

Святая преподобноисповедница Анна Срезневская. В миру Анисия Гурьевна Столярова. Родилась в семье крестьян деревни прихода села Заполье Спасского уезда Рязанской губернии, умерла 23 декабря 1958 года.

Васса Степановна Трушкова. Родилась 1882 года в семье крестьян села Красный Холм Спасского уезда Рязанской губернии. Скончалась  в 1970 году, погребена на сельском кладбище села Красный Холм в одной могиле со схимонахиней Ниной (Полуниной).

Вера Трофимовна Трушкова.  Скончалась в ссылке.

Евфросиния Назаровна Евстюшкина. Скончалась в ссылке

Некрополь общины

f01.jpg f02.jpg f03.jpg f04.jpg f05.jpg f06.jpg

Некрополь общины состоит из восьми захоронений, шесть из которых представители рода Полуниных. Столь малое число объясняется тем, что состав недавно основанной общины был молодым.

У главного алтаря летом 2007 года были найдены остатки четырех склепов, два двойных, один тройной, и один одинарный.

Без сомнения можно сказать, что место захоронения основателя Василия Ивановича и его супруги определено безошибочно. Оно располагается по центру у самого алтаря. Кладка склепа сложена на известковом растворе.

Второй склеп в ногах у первого, сложен на цементном растворе. Как известно цемент появился у нас лишь в начале двадцатого века. В нем оказались останки одного человека.  Предположительно, это захоронение младшего сына основателя Василия Васильевича, скончавшегося осенью 1917 года. Склеп выстроен для обоих супругов, но революционные нестроения вынудили его сыновей и, по всей видимости, с матерью покинуть Родину.

Третий тройной склеп находится рядом с первым по правую сторону. Он выстроен также на известковом растворе. В нем находятся останки Павла Васильевича с супругой Ксенией Тимофеевной и Пелагии Григорьевны супруги крестьянина села Песочня Никиты Максимовича Полунина скончавшейся 1890 году. Из метрических записей видно, что отпевание ее совершали три священника. Видимо она была сильно любима семьей Полуниных, что ей были возданы такие почести.

Четвертый склеп находится отдельно с левой стороны алтаря. Кладка его на глине и само захоронение сделано неглубоко. Оно не было тронуто. Предположительно по воспоминаниям старожилов это захоронение одного из священников скончавшегося в 1920-е годы. Ненайденным пока остается место захоронения начальницы общины монахини Евлалии.

На восточной стороне от монастыря в метрах сорока, за оврагом находилось кладбище прихода Крестовоздвиженского храма. Кладбище просуществовало до 50-х годов. К сожалению, в наши дни лишь холмики напоминают о захоронениях на этом месте.

 

Летопись событий

6 ноября 2005 года. В день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иеродиакон Иоаким (Заякин) клирик Преображенской церкви г. Рязани (с. Канищево) был рукоположен архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом во иеромонаха для вновь открывающегося Крестовоздвиженского храма С. Красный Холм ( Крестовоздвиженской Полунинской общины) Шиловского района. Рукоположение состоялось в Кафедральном Христорождественском соборе г. Рязани.

13 ноября 2005 года. Иеромонах Иоаким в сопровождении потомков Полуниных Ивана Павловича и его внука Павла прибыл на место предстоящего служения. В разрушенном храме перед главным алтарем был отслужен молебен на возрождение обители а на месте захоронений лития по основателю и сестрам общины.

22 ноября 2005 года. Дан указ архиепископа Рязанского и Касимовского Павла о назначении настоятелем Крестовоздвиженского храма с. Красный Холм иеромонаха Иоакима (Заякина) для возрождения приходской жизни.

24 ноября 2005 года. День приезда к месту служения. Собранные вещи первой необходимости были погружены на двух легковых автомобилях. По приезде в обитель в первую очередь был освящен специально изготовленный деревянный крест и водружен на часовне. Вновь святое место стало осеняемо честным крестом. Также был освящен один из заброшенных  но целых и пригодных для жительства домов.

27 ноября. Узнав о приезде священника часть прихожан пришли пешком для того чтобы начать расчищать храм. Уже немолодые женщины старшей из которых 82 года за целый день вычистили главную часть храма.

30 ноября 2005 года 110 лет со дня кончины основателя общины, Василия Ивановича Полунина. В 9:00 началась панихида которая стала первым богослужением после почти 80-летнего разорения обители. Панихиду совершили благочинный протоиерей Андрей Носань, настоятель Преображенского храма г. Рязани (с. Канищево) протоиерей Михаил Рыжов, настоятель Александро-Невского храма п. Ибердский игумен Николай (Анисимов) и настоятель Крестовоздвиженского храма с. Красный Холм иеромонах Иоаким (Заякин) Песнопения панихиды исполнялись усилиями местной общины верующих. На панихиде присутствовали учащие и учащиеся местной школы. По окончании панихиды состоялось приходское собрание, на котором был избран приходской совет. Председателем приходского совета был избран настоятель храма.

Первая зимовка. Заготовка дров для отопления. За зиму была расчищена часовня. В окна вставлены стекла, сделаны полы, стены побелены. Установлен также иконостас, иконы для которого были пожертвованы протоиереем Михаилом Рыжовым. Зима была снежной и единственный способ добраться до села, были охотничьи лыжи, также заботливо заранее приготовленные прихожанами. Богослужения (часы, чин обедницы, требы) по воскресным и праздничным дням совершались в молельном дому села, но теперь уже возглавляемые священником.

1 апреля 2006 года. Освящение часовни. Чин освящения и первую божественную литургию возглавил настоятель Преображенского храма г. Рязани (с. Канищево) протоиерей Михаил Рыжов в сослужении настоятеля Воскресенской церкви с. Сушки Спасского района иерея Илии Коростелева и иеромонаха Иоакима. На освящение прибыли прихожане, а также паломники из г. Рязани.